Велосипеды оплатили в аэропорте Харькова по загадочному тарифу 50 долл за два сегмента HRK-SAW и SAW-AYT (в нац. валюте по курсу 8) в кассе №22. Напомню, что официальный тариф, указанный на сайте АК, составляет 40 евро за международный и 30 лир за внутритурецкий сегмент. Багаж зарегистрировали сразу до Антальи, пассажиров - согласились регистрировать только до Сабихи. Щедрость харьковского генагента компенсировалась алчностью свисспортовских грузчиков. Поначалу молодой человек, на бейджике у которого было написано Антон Сергеевич, просто пытался развести на 200 грн: "Коробки тяжелые, а мне их вручную грузить, на транспортер они не влезут". На замечание о том, что за перевозку сверхнормативного багажа и так уплачена немалая сумма, последовал незатейливый ответ: "А это ж вы авиакомпании платите, а я ж совсем другое дело, я к ним отношения не имею". Короче, попросил я его позвать начальника. Пришел дядя и сделал вид, что не понимает, о чем речь: "Ну, естественно, платите в кассу и все". Антон Сергеевич приуныл, но ненадолго. Когда босс удалился, он вновь принялся вкрадчиво шептать: "Так что, так ничего и не дадите? А я ведь могу хорошо ваши коробочки погрузить, а могу и так, что семь месяцев собирать придется". Очень хотелось дать ему по лицу. Однако, к сожалению, я оказался в меньшинстве. Мои спутники (у них были действительно дорогие велы) решили, что лучше не рисковать и таки дать вымогале "на водку". В общем, метастазы бориспольской школы грузчиков дотянулись и до Харькова. В остальном все прошло достаточно хорошо. Девочка на регистрации архиприятна как аудиально, так и визуально.
В принципе последнее и бортпроводников пегасовских касается. Как-то до сих пор в моем рейтинге кэбин крю Виззэйра лидировал, но турки их потеснили.
Дальше все как обычно. Свисспортовский автобус по ухабам везет к самолету, посадка, долгое ожидание (минут 30 сидели), взлет, полет, посадка. Самолет - новый 737-800 на всех трех сегментах.
Загрузка:
Харьков-Стамбул - около 60%,
Стамбул-Анталья - 100%,
Стамбул-Харьков - 90-95%.
Прибытие с опозданием минут на 10.
В Сабихе высадка на автобус, вход в терминал, в транзитной зоне есть стойка Пегаса (слева по ходу движения), там выдают посадочные транзитным пассажирам. Их с нашего рейса оказалось довольно много, человек 20. Все на Анталью. После того, как выдали уже напечатанные посадочные, зарегистрировали и меня (через Инет заранее не регистрировался). Дальше по указателям в зал вылета внутренних рейсов, там как раз объявили посадку на наш рейс. Посадка через телетрап. Самолет забит под завязку, как маршрутка в час пик. Визуально интерьер ничем не отличается от харьковского рейса. Разве что кресла вроде бы потолще как-то, помассивнее. Те же экраны, на них та же информация о выполняемом рейсе (высота, скорость, расстояние до цели и т.д.) и та же реклама плюс еще какие-то ролики про массовые заплывы через Босфор (этого на харьковском рейсе не показывали). Наших посадили кучно, в середине салона. Они тут же принялись шелестеть дьютишными кульками и заказывать у "девушки" "водичку" и шесть стаканчиков. "Девушки", как видно, с нашим турьем еще не сталкивались и не знали как себя вести. Ее берут за локоток и с характерной хрипотцой просят "девушка, водичку нам дай, пожалуйста", а девушка, блин, не понимает, напрягается вся, и как-то так осторожненько норовит отъехать из опасного сектора со своей тележкой.
В Анталье пришлось наш багаж слегка подзадержался, но в общем доехало все хорошо, без повреждений. Из 8 шин, которые все забыли спустить, стрельнула только одна. Быстро собрали велы, повесили баулы и покатили. Персонал доброжелательный. Мы не знали, куда девать коробки и прочие остатки от упаковки - они сами все забрали и сказали "ноу проблем". Кстати, общественного транспорта у доместик-терминала дофига, в отличие от двух международных. И муниципальный автобус №202 и какие-то долмуши, идущие в центр, и Хавашевский автобус. Таксистам там грустно. Мы вышли из терминала последними и, увы, тоже не смогли их ничем порадовать.
Обратный вылет из Сабихи. Очень много людей, большие очереди на контроль безопасности, которые усугубляются тем, что почти все пассажиры катят огромные кравчучки. Очень неудобно с коробками и рюкзаками в такой очереди лавировать. Сунулись в один блок дверей с табличкой International Departures - там говорят, что вам дальше, большая машина для просвечивания крупногабаритного багажа только одна и она в следующем блоке. Там уже дядя с жезлом нас заботливо принял и навязал неудобную тележку за 2 лиры, с которой все равно наши стальные кони норовили свалиться. На регистрации неразбериха - отдельных стоек по рейсам нет, все международные вылеты регистрируются на отдельном блоке из 12 стоек. Среди персонала тоже ясности нет: одни говорят, с вас 30 лир и исключительно в лирах, пожалуйста, другие - 40 евро и платите хоть в фунтах. К сожалению, окончательное слово осталось за вторыми.
Подводя итоги, можно сказать, что отлаженной процедуры регистрации перевозки велосипедов у компании нет. Персонал путается, долго роется в каких-то бумагах и компьютере. Как нет и возможности оплатить эту перевозку на сайте. Декларируемая компанией необходимость предупреждать о такой перевозке заранее тоже не оказалась такой уж необходимой - с тем же успехом и ту же сумму с вас возьмут и без такого уведомления. На доплаты для рейсов из/в Украину на сайте АК указаны цены в долл., у стойки в аэропорту с меня потребовали лиры, а, судя по my travel details, списали сумму в евро. Одним словом, бардак. Bir bardak lutfen
Возможно кому-то окажется полезной информация о том, что крупные турецкие автобусные компании (Метро туризм, Памуккале туризм, Камил Коч и др.) предоставляют своим пассажирам услугу (это называется servis) бесплатного трансфера в аэропорт Сабихи Гекчен. Выглядит это так: вы покупаете билет в Стамбул из некоего турецкого города, расположенного в азиатской части страны, и говорите, что вам на самом деле нужно не в Стамбул, а в Сабиху. Вам делают отметку в билете и высаживают не на главном стамбульском отогаре Эсенлер, а на более мелких станциях в азиатской части города (в моем случае, в Аташехире), где вы пересаживаетесь на маленький автобус и доставляетесь прямо к терминалу. В нашем случае это было просто спасение, так как педалировать ранним утром в условиях жесткого цейтнота по заснеженному азиатскому Стамбулу, не имея ни четкого представления о нем, ни GPSа - удовольствие, близкое к экстремальному.
Рейсы в Анталью и в Харьков прибыли точно по расписанию. В Харькове снова пришлось сидеть минут 20 в салоне, пока самолет парковали тягачом и не отпихнули боинг МАУ, который, по-видимому, мешал подогнать автобус к нашему борту.
На погранконтроле все движется довольно быстро, стойки для "ускоренного прохождения госграницы частолетающими картодержателями" установлены, но не работают. Багаж тоже получили быстро. Таможня джентльменам поверила на слово, хотя это слово пришлось повторять раз пять каждому зеленому человечку.
В целом, Пегасом я доволен. Но буду с ними еще воевать за 10 евро, которые были списаны с карты, но на билете (это была доплата за перевес багажа) так и не отразились. Пришлось повторить транзакцию. Ну и диковинная для меня операция списания через майл ордер еще в выписке не отразилась - посмотрим, что там они спишут.